среда, 6 февраля 2013 г.

программа курса этика для школьников

184.96 Kb.НазваниеПрограмма курса " Этика и эстетика в 5Г( гендерном классе)"Дата конвертации16.10.2012Размер184.96 Kb.Тип Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знаний, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». В.А.Сухомлинский.Программа курса " Этика и эстетика в 5Г( гендерном классе)" Учитель: И.Н. ЗелёнкинаВедущая воспитательная цель курса: - воспитание нравственного самосознания девочек, ответственности, обучение культуре поведения на основе управления собой , развитие индивидуальных творческих способностей, эстетических и коммуникативных качеств, присущих именно коллективу девочек. Основные понятия: духовность, толерантность, нравственность, культура, самопознание, трудолюбие, справедливость, честь, уважение, достоинство, авторитет.Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда поставленных задач: формирование этических и эстетических знаний. воспитание эстетического вкуса; выявление и содействие развитию творческих способностей каждого ребенка; создание условий, способствующих успешности каждого ребенка, в соответствии с его индивидуальными возможностями; формирование духовного мира ребенка, его личностных ценностей. воспитание коммуникабельности, толерантности, чувства коллективизма. \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\Темы занятий, встреч, бесед, консультаций:1. Что такое духовное богатство человека. Интерес к человеку определяется тем, как он выглядит, о чем думает, как говорит, что и каким образом делает. Основные черты интересного человека: светлый ум, доброе сердце, чистая совесть, деловитость, нестандартность поведения и высокое качество деятельности. Связь между этими признаками интересного человека и его духовностью. Основные проявления духовности: глубина ума, возвышенность чувств, доброта намерений, полезность желаний, устойчивость положительных настроений, деликатность в отношении к людям, благородство души.2. Как человек реагирует на события жизни. Психология восприимчивости человека. Психические процессы: ощущение, восприятие, воображение, представления, эмоции, чувства, мышление. Почему люди по-разному реагируют на одни и те же события, хотя у них протекают одни и те же процессы. Основная причина: различие позиций и установок.3. Мир человеческих чувств: радость, горе, любовь, ненависть, трусость, мужество и т.п. Почему у человека все чувства полярны: любовь может перерасти в ненависть, радость стать горем и т.д.?Практикум: По портретам, кинофильмам опишите различные состояния человека и попытайтесь определить по внешнему виду (осанка, походка, манера держаться, выражение глаз, мимика), когда человек расстроен, когда добродушен, когда собран, когда сердится и т.д.4. Как изучить свой характер. Черты характера: направленность, воля. Качества личности: самостоятельность, активность, самокритичность, требовательность к себе, настойчивость, организованность, деловитость и др. Как они проявляются в жизни людей.Практикум: Заполните карту самооценки качеств личности на основе самопознания своих черт характера.5. Внешняя культура человека. Желание быть понятым и принятым как главный мотив, определяющий внешность человека. Что входит в понятие внешности: фигура, лицо, осанка, походка, мимика, жестикуляция, голос, манеры, привычки, одежда. Закон гармонии всех этих элементов внешности. Типичные несоответствия.Усиление естественного обаяния: чувство естественной красоты должно определять, что и как сделать, какие украшения, какую косметику использовать. Закон соответствия: внешность должна соответствовать тому, что делает человек, куда и с какой целью идет.6. Герои и антигерои. Поляризация добра и зла в жизни. Почему возникают парадоксы личности: и добро, и зло в одном лице? Почему открытия в науке (тротил, ядерная бомба, ракеты и др.) часто приводят к их использованию силами зла? Объясните изречение: "Кто умножает познание - умножает скорбь". Отражение противоречивости жизни в искусстве. Проанализируйте с этих позиций библейский сюжет, изображающий Христа и Понтия Пилата: "Что есть истина?" Почему добро может превратиться во зло благодаря обстоятельствам? Почему нельзя однозначно судить о человеке по его действиям и поступкам? 7. Человек и обстоятельства. Что творит добро: человек или обстоятельства? Объясните слова М.Горького: "Человек создается не столько благодаря, сколько вопреки обстоятельствам". Почему каждая война рождает героев и предателей?Источники предательства - слабости человека: трусость, непомерное честолюбие, ненависть, жажда обогащения и др. Источники героизма: мужество, самообладание, способность преодолевать трудности, любовь к чему-либо: родине, народу, семье, своему делу.Главная формула жизни: если плохи обстоятельства, человек должен изменить их к лучшему, тогда он станет сильнее, умнее, возвышеннее, чище и т.п. Жить - это бороться со злом, несправедливостью, трудностями, неблагоприятными обстоятельствами, испытывать наслаждение от добрых дел, от того, что сам становишься лучше и обогащаешь любимых, друзей, товарищей по общему делу.8. Добродетели человека в религиозном искусстве. Добродетель - показатель нравственности. Вечные добродетели, которые описаны в Библии, Коране, Ведах и других священных писаниях многих религий, гуманизм ("не убий", "возлюби ближнего своего, как себя самого" и др.), трудолюбие ("трудом добывай свой хлеб насущный" и др.). Проанализируйте семь божьих заповедей с позиции морали сегодняшнего дня.Отличие трактовки нравственности в жизни и искусстве: искусство - средство воспитания нравственности, у морали одна ведущая функция: приобщить человека к жизни в обществе в соответствии с его историей, традициями и существующими законами. У искусства три цели: познавательная, общественно-воспитательная и эстетическая; главный критерий истины: что не принято обществом - безнравственно, а что не принято чувством - не искусство.Мораль сохраняет "статус кво" в настоящем, искусство зовет в будущее (вспомните слова М.Горького: "Эстетика - это этика будущего"). Мораль присуща искусству в такой мере, в какой она свойственна самому автору, носителю, создателю эстетических ценностей.Практическое задание. "Лицо истины и лжи". Изображение красоты фигуры, лица, пропорций тела, движений, духовных переживаний женщины - искусство, изображение полового акта, похоти, разврата - порнография.Нравственные нормы - слепок сегодняшних человеческих отношений. Сформулировать и проанализировать отличие: жадности и экономности; грубости и правды; наглости и смелости; подхалимажа и уважения; критиканства и принципиальности; хвастовства и достоинства.Подобрать стихи об этих пороках и достоинствах людей.

Программа курса " Этика и эстетика в 5Г( гендерном классе)"

Программа курса " Этика и эстетика в 5Г( гендерном классе)"

Комментариев нет:

Отправить комментарий